Желания производителей и продавцов зачастую не совпадают с потребностями потребителя. Яркая упаковка, знакомые с детства этикетки — жаль, что зачастую продукты оказываются условно вкусными и условно полезными.
Woman.ru консультирует эксперт комиссии Московской городской думы по здравоохранению и охране общественного здоровья Вероника Сергеевна Кочетова.
Производители обязаны давать своим изделиям однозначные, понятные, написанные на русском языке названия, в которых обязательно отражаются характеристики продукта. С недавних пор эти требования стали более жесткими, так что «мягкое масло» (совсем не похожее на коровье из-за большого количества растительных жиров) стало спредом. «Как бы квас» с искусственными ароматизаторами и подсластителями, в который не кладут дрожжей, стали честно называть «квасным напитком» и даже восстановленное из порошка молоко собираются переименовать в «молокосодержащий продукт». В настоящем пломбире масло должно быть исключительно сливочным, так что производители, заменившие его на растительные жиры и дешевое кокосовое масло должны указывать эту информацию на этикетке «растительно-молочного мороженого». Разные по сути продукты могут называться очень похоже. Лучший пример – йогурт и йогуртер. Первый полезен для здоровья, второй – не более чем молочный десерт.
2
ПРОВЕРЬТЕ, ЕСТЬ ЛИ СОЯ В ПРОДУКТЕ
Как правило, компоненты блюда перечисляются в порядке убывания. То есть чем ближе ингредиент к началу списка, тем больше его содержится в продукте. Но это правило не срабатывает в отношении сои. Тем, кто любит сосиски, колбасу и всевозможные полуфабрикаты, следует знать, что указывается объем на момент приготовления. Разница с уже готовым продуктом бывает незначительной. Но соя во время приготовления способна разбухать и увеличиваться в шесть раз, впитывая воду. В составе купленных котлет на первом и втором месте, конечно, могут стоять говядина и свинина. Однако, если следом за ними идет соя – будьте уверены: ее в полуфабрикате больше, чем мяса.
3
БЕРЕГИТЕ КОШЕЛЕК
Есть правило, по которому указывать содержание белков, жиров и углеводов следует лишь в том случае, если в 100 граммах продукта их больше чем 2% от рекомендованной суточной нормы. Тем не менее на российских прилавках можно увидеть минеральную воду с надписью «0 калорий». Не стоит торопиться с покупкой именно этой бутылки — в воде нет калорий по определению, точно также, как в растительном масле нет холестерина. Это всего лишь рекламный ход.
4
НЕ ВЕРЬТЕ УСЛОВНЫМ ПРОЦЕНТАМ
Сейчас стало модным указывать содержание питательных веществ не только в граммах, но и в процентах от суточной нормы. Но суточные нормы потребления разные для мужчин и женщин, для взрослых и детей, для людей с сидячей работой и занятых физическим трудом. На этикетке же пишут некие усредненные данные, рассчитанные непонятно на кого. Да и само по себе указание этих норм не всегда корректно. На упаковке майонеза мы видим, что содержание витамина В6 – 1,24 миллиграмма на 100 граммов. Рядом в скобках стоит «60%» – это процент от суточной нормы. Но ведь ни один человек не съедает за день 100 граммов майонеза! Получается, что количество полученного витамина надо пересчитывать. А это только еще больше нас запутывает. К тому же на деле оказывается, что витамина вместе с майонезом мы съели очень-очень мало.
5
РАЗЛИЧАЙТЕ СРОК ГОДНОСТИ, СРОК ХРАНЕНИЯ И СРОК РЕАЛИЗАЦИИ
Зачастую на одной полке лежат два одинаковых продукта. Только один произведен два дня назад, а у другого срок годности через два дня истекает. Это маркетинговый ход, позволяющий распродать «залежалый» товар. Поэтому проверять срок годности следует на каждой пачке масла, а не хватать сразу пять, посмотрев лишь на одну.
Помимо срока годности на этикетке могут быть указаны другие даты – срок хранения и срок реализации. Многие думают, что отличий между ними нет. А они серьезные. Если у продукта истек срок годности, ему место в мусорном ведре. Съев его, мы рискуем отравиться. Если истек срок хранения, значит, что качество продукта изменилось: он мог загустеть, изменить цвет, в нем мог образоваться осадок. Такой продукт безопасен для здоровья, но и пользы в нем никакой.
Со сроком реализации проблем еще больше. По идее, его устанавливает производитель, учитывая, в каких среднестатистических условиях продукт хранится у нас дома. Однако многие магазины используют эту дату в своих интересах. Например, остатки колбасы, уже дня два-три пролежавшей на прилавке, превращают в нарезку. На нее наклеивают новую, магазинную этикетку с датой упаковки. Таким образом выигрывают два-три дня. А мы едим некачественный товар. Именно поэтому продукты в магазинной расфасовке лучше не покупать.
Подготовлено по материалам сайта «Женское здоровье»
Правильное и сбалансированное питание определяет устойчивость организма ребенка к инфекции и неблагоприятным факторам окружающей среды. В настоящее время большое количество ...