Данные исследования привычек питания российского потребителя, проведенного компанией GfK.Посещаемость кафе и ресторанов в России неуклонно растет. За 10 лет (с 1995 г. по 2005 г.) доля россиян хотя бы изредка посещающих кафе и рестораны увеличилась с 15% до 27%. Чаще всего их посетителями являются жители Северного, Северо-Западного регионов и москвичи, в других регионах популярность посещений ресторанов и кафе значительно ниже.
75% респондентов заявили, что питаются регулярно, при этом основным, по данным опроса, видом приема пищи для большинства респондентов является обед. А самыми потребляемыми продуктами питания оказались картофель и макаронные изделия. Такие данные были получены в ходе исследования привычек питания российского потребителя, проведенного компаний GfK в ходе опроса россиян в 2001 и в 2005 годах. Питание вне дома По данным исследований, большинство россиян по-прежнему предпочитают питаться дома, однако доля респондентов, питающихся вне дома, постепенно растет.
Так, за 10 лет почти вдвое увеличился процент респондентов, посещающих кафе и рестораны хотя бы иногда. И если в 2001 г. доля респондентов, никогда не посещающих кафе и рестораны составляла 70%, то в 2005 г. этот показатель составил 64%. Наиболее же популярным местом ежедневного приема пищи кроме дома оказалась столовая. В ходе опросов выяснилось, что каждый день в кафе и рестораны не ходит практически никто. В 2005 году 5% опрошенных подтвердили, что питаются в кафе несколько раз в неделю, 4% респондентов ходят в кафе и рестораны раз в 2 недели и 27% отметили, что редко бывают в ресторанах и кафе. Чаще всего в столовых, ресторанах и кафе питаются люди с высшим образованием, при этом мужчины ходят в них чаще, чем женщины (в 2005 г. 46% мужчин и 33% женщин ответили, что питаются в столовых и буфетах и 42% мужчин и 32% женщин - в ресторанах и кафе).
Наиболее популярным местом питания вне дома для 71% респондентов в возрасте от 16 до 19 лет является столовая, а 57% респондентов этой же возрастной группы отметили, что иногда посещают рестораны и кафе. С возрастом предпочтения в выборе мест питания немного смещаются: увеличивается число россиян, посещающих рестораны и кафе, и уменьшается количество посетителей столовых. По данным исследования, в 2005 году 60% опрошенных в возрасте от 20 до 29 лет отметили, что посещают рестораны или кафе и почти половина респондентов (53%) подтвердили, что хотя бы иногда ходят в столовую. Чаще же всего питаются вне дома жители Северного и Северо-Западного регионов и москвичи. Источник: GfK Omnibus, 2005 Регулярность питания
По данным исследования, 75% респондентов заявили, что питаются регулярно. Отмечается некоторая зависимость регулярности приема пищи от степени занятости. Чаще всего заявляли о том, что питаются регулярно неработающие пенсионеры (86%). Среди служащих и рабочих этот процент составил 75% и 73% соответственно. Менее регулярно питаются безработные: каждый третий безработный респондент заявил о нерегулярном приеме пищи. С меньшей регулярностью питаются студенты (64%) и предприниматели (63%). При этом основным видом питания для большинства россиян (59%) является обед. Только каждый четвертый респондент (24%) ужинает регулярно. За 4 года (с 13% в 2001 г. до 17% в 2005 г.) увеличилась доля респондентов, завтракающих по утрам; причем чаще всего это россияне в возрасте от 16 до 19 лет и старше 65 лет. Самая большая динамика роста выявлена в количестве россиян, делающих "перекусы". Если 1991 году 67% опрошенных никогда не делали "второй завтрак", то в 2005 году эта доля составила 50%.
Аналогичная тенденция наблюдается и в отношении полдника: в 1991 году никогда не полдничали 58% респондентов, а в 2005 году только 42%. Потребление основных продуктов питания В ходе опросов было выявлено, что ежедневно основными для большинства россиян продуктами питания по-прежнему остаются картофель и макаронные изделия. За 4 года доля респондентов, для которых данные продукты составляют основу в рационе питания, изменилась незначительно: количество респондентов, ежедневно употребляющих картофель, сократилось на 5% и составило в 2005 г. 90%, а доля потребителей макаронных изделий сократилась всего на 2% и в 2005 г. составила 80%. Отмечено снижение частоты потребления хлеба, хлебобулочных изделий и круп.
Рыбу, молоко и кисломолочные продукты, а также сливочное масло ежедневно потребляет почти каждый четвертый опрошенный. Наименее же популярными у российского потребителя являются быстрозамороженные фруктовые и овощные смеси, хотя за 4 года число респондентов, заявивших, что никогда не употребляют данные смеси, сократилось на четверть: в 2005 г. почти половина россиян (52%) признали, что не используют быстрозамороженные фруктовые и овощные смеси, в то время как в 2001 году эта доля составляла более 75% . В отношении потребления алкогольных напитков значительных изменений не зафиксировано.
Источник: GfK Omnibus, 2001, 2005
Приусадебное хозяйство по-прежнему актуально За 4 года на 6% сократилась доля семей, выращивающих на приусадебных хозяйствах овощи и фрукты: в 2005 году она составила 55%. Если в 2001 году 34% респондентов признали, что собственное выращивание овощей и фруктов является для них основным источником дохода, то в 2005 году об этом заявили уже 19% опрошенных. При этом доля респондентов, для которых выращивание овощей и фруктов является существенным дополнением к покупаемым продуктам, практически не изменилась (46% в 2001 г. и 47% в 2005 г. соответственно).
Об исследовании Исследование проводилось методом опроса респондентов. Целью исследования было выявить стили и привычки питания россиян, а также отношение к потреблению основных продуктов питания. В исследовании принимали участие 2100 респондентов по всей России в возрасте от 16 лет и старше. Исследование проводилось в 2 волны: в 2001 г. и в 2005 г. Более подробную информацию об исследовании можно получить у Инги Морозовой (отдел исследований товаров повседневного спроса ГфК-Русь)
Group GfK Group занимает 4 место в мире среди компаний, занимающихся маркетинговыми исследованиями. Во всех компаниях, входящих в GfK Group работа ведется по пяти основным направлениям: Специализированные исследования на заказ (Custom Research), Аудит розничной торговли (Retail & Technology), Панель домашних хозяйств (Consumer Tracking), Медиа исследования (Media Research) и Исследования фармацевтического рынка и здравоохранения (HealthCare). Помимо 13 подразделений компании, находящихся в Германии, компания имеет более 130 дочерних компаний, расположенных в более чем 70 странах мира. Общая численность сотрудников, работающих в компании, составляет 7,700 человек, при этом 80% сотрудников работают за пределами Германии.