Скажу сразу, чтобы не было никаких непоняток: выбор приверженцев вегетарианской пищи я уважаю. И ни в коем случае не собираюсь над ними издеваться. Тем более что причин, по которым человек отказывается от мяса, может быть несколько: духовно-религиозные, то есть основанные на каком-либо духовном учении; этические – как протест против мучительных способов умерщвления животных либо против убийства животных как такового; экологические (протест против уничтожения лесов ради пастбищ, загрязнения окружающей среды отходами животноводства и т.п.); эстетические, которые связаны с неприятностью ощущений от убоя животных и последующей мясопереработки; экономические (ради экономии семейного бюджета); медицинско-гигиенические – вегетарианство для укрепления физического здоровья.
Из всего вышеперечисленного меня интересует лишь медицинский аспект. Все остальные причины мне не близки, а экономические вообще кажутся надуманными (для полноценного питания в рацион сторонников растительной пищи должно входить много бобовых культур, орехов, изюма, кураги, сушеного инжира и разнообразных свежих фруктов. Но все это стоит не так уж и дешево). Да, забыл сказать, что вегетарианцы вегетарианцам – рознь. Есть так называемые сыроеды. Это те, кто употребляет растительную пищу в сыром виде. Есть вегетарианцы строгие (только растительная пища и ничего больше). Нестрогие вегетарианцы допускают употребление продуктов животного происхождения, кроме мяса животных. Лактовегетарианцы могут позволить себе молоко и молочные продукты. Лактоововегетарианцы кроме молока и продуктов из него допускают еще и яйца. Наконец, вегетарианцами называют себя и те, кто не употребляет мясной пищи, но с удовольствием едят рыбу и изделия из нее.
Но прежде чем попробовать разобраться в медицинском вегетарианстве, мне хочется немного рассказать об истории вегетарианства вообще.
Вероятно, первыми вегетарианцами были древнейшие люди, жившие собирательством. Изобретенная позднее охота сделала людей всеядными. Вполне возможно, что и после распространения охоты вегетарианской диеты по тем или иным причинам (некоторые истории считают, что это связанно с древнейшей магией) продолжали придерживаться некоторые группы людей, входящие в состав ставших всеядными племен. Уже много позже вегетарианцами были египетские жрецы, которые не употребляли мяса тоже по причинам "магического" характера. Древние греки вообще считали растительную пищу основной. Например, Пифагор не употреблял мяса, и логично считать, что и большинство его учеников – "пифагорейцев" – также были вегетарианцами. В эпоху Просвещения вегетарианство начинает распространяться по Европе и становится популярным среди "просвещенной аристократии" (приверженцем вегетарианской диеты был Вольтер).
Само слово "вегетарианец" введено в обиход в 1842 году основателями "Британского вегетарианского общества". За основу было взято латинское "vegetus", что означает "крепкий, здоровый, свежий, бодрый". Кстати, именно из Англии пришла в Европу мода на вегетарианство. В Туманный Альбин же вегетарианство пришло из крупнейшей колонии британской короны – Индии. В.Похлебкин пишет: "Английские последователи вегетарианства в значительной степени заимствовали свои идеи из древнеиндийской ведической религии. На многих англичан, проходивших годами службу в колониальной администрации в Индии, огромное впечатление производили беспрепятственно бродившие даже по улицам индусских городов "священные коровы", а также другие животные – павлины, фазаны, цесарки, которых никто не пытался зарезать, изжарить и съесть, хотя голодных, нищих, обездоленных людей в Индии хватало". Ведущей идеей английского вегетарианства был моральный принцип, состоявший в том, что нельзя уничтожать, убивать все живое и особенно проливать кровь животных, "братьев наших меньших", а следовательно, нельзя ими питаться. Однако в значительной степени вегетарианство явилось реакцией буржуазной интеллигенции на промышленный переворот и колониальное процветание и на последующее ухудшение экономического положения масс, удорожание традиционной мясной пищи и возросшие к концу XIX века массовые эпидемические и хронические заболевания.
В Россию вегетарианство пришло на рубеже XIX и XX веков именно из Англии, как типично англосаксонская интеллигентская мода. Моральный принцип вегетарианства у нас подкреплялся еще чисто медицинскими соображениями, поскольку, как пишет Похлебкин, они убедительнее действовали на европейского, особенно образованного человека. Медики второй половины XIX века утверждали, что мясо содержит "вредные для здоровья вещества", но, главное, в мясе убитого животного сразу же происходит "трупный распад" и оно становится, таким образом, "падалью", а потому и способствует различным недугам человека. В 1878 году была опубликована имевшая большой успех статья профессора А.Н. Бекетова "Питание человека в его настоящем и будущем". Пропагандистом русского вегетарианства стал и Лев Толстой, который выступал за его внедрение "в питание народных низов" как присущей якобы народу здоровой пищи и исходивший при этом из христианско-аскетических соображений, а также из убеждения в том, что нравственное совершенствование приведет в конце концов и к социальным изменениям. Эта аргументация Льва Николаевича была поддержана и с медицинских позиций, хотя другая часть медиков во главе с академиком князем И.Р. Тархановым, объявила вегетарианство "несусветной глупостью". В Петербурге было открыто несколько вегетарианских столовых, которые они сохранились потом и в Ленинграде, но в Москве этот род питания не прижился.
Достоинства: Внешне красивый, изящный. Недостатки: в текстеЭмалированный чайник со свистком производства завода ООО "Металац" посуда" Сербия, на первый взгляд производит ...